История экслибриса

Экслибрис - (от латинского ex libris — из книг) — книжный знак, свидетельствующий о принадлежности данной книги какому-либо владельцу.

Еще пару столетий назад экслибрис был непременной принадлежностью библиотеки знатного рода. Ему придавали такое же значение, как фамильному гербу. Фактически, он и был библиотечным гербом владельца, передаваясь из поколения в поколение.

Экслибрис придумали в XVI веке в Германии. Среди авторов ранних экслибрисов были такие великие мастера эпохи Возрождения, как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах и Ганс Гольбейн-младший.

Ранние экслибрисы носили чисто охранную функцию. Первыми были надписи на рукописных книгах, сделанные их владельцами. Эта надпись подтверждала, кто является собственником книги, и называлась «владельческой надписью»: «Сия книга попа Родиона Сидорова сына, грешного и недостойного» (XVI в.). Желая сделать пожертвование «во искупление грехов», владельцы книг иногда передавали их в дар церкви и указывали на книге цель своего пожертвования. Такая запись называлась «вкладной записью» и помещалась обычно на первой странице рукописи, где обозначались число и год дарения, название церкви, имя жертвователя и цель вклада.
«Лета 7124 Апреля в 1 день положил сию книгу глаголемую Апостол в дом Божий воскресению Христову благочестивый и христолюбивый раб Божий Василий Ярошевич Зенкевич мещанин и обыватель Романова с женою своею Евдокиею Зенкевичевою за отпущение грехов своих и в жизнь вечную. Аминь.»
Кто таков был Василий Зенкевич, теперь уже неизвестно, но вот само имя его живет уже несколько столетий, благодаря такому самобытному экслибрису на переданной в дар книге. Какой мощный след на страницах истории оставил простой обыватель! Интересно, кто из ныне известных людей смогут похвастаться, что их имя пережило столько поколений?

Известен также автор самого первого русского рисованного экслибриса. Это некий игумен Досифей, в 15 веке основавший библиотеку при Соловецком монастыре. На некоторых книгах этой библиотеки он рисовал от руки свой экслибрис – круглую, почти замкнутую букву «С», внутри которой сложной красивой вязью было выписано продолжение имени владельца – «вященоинока Досифея».

В России экслибрисы появились в начале XVIII века – наряду с другими европейскими новшествами, введенными Петром I. Естественно, что первыми владельцами экслибрисов были члены императорской фамилии, первые лица государства, представители знати. Знатный владелец книги украшал ее изображением своего герба, сопровождаемым, как правило, гордым латинским девизом. Но еще более эффектным способом обозначить владельца был суперэкслибрис: тот же герб, но вытисненный золотом на верхней крышке книжного переплета.

В следующем, XIX веке в России личная библиотека постепенно перестала быть принадлежностью исключительно привилегированных сословий. Владельцами значительных библиотек становились писатели, ученые и просто просвещенные люди, что способствовало массовому распространению экслибриса. Но это также приводило и к тому, что из помпезного изображения фамильного герба или замысловатого вензеля экслибрис зачастую превращался в том числе и в простой ярлык, выполненный типографским набором. Он служил лишь для указания фамилии владельца и обозначения постоянного места книги – номера полки и номера книжного шкафа.

Но в ХХ веке, который породил изящную (и, что важно, целостную как произведение искусства) книгу, произошел настоящий ренессанс экслибриса. Экслибрис превратился практически в самостоятельный жанр графического искусства. И во многом благодаря тому обстоятельству, что к этому жанру в России обращались Георгий Нарбут, Иван Билибин, Елена Лансере, Лев Бакст, Константин Сомов, Михаил Добужинский, Александр Бенуа и другие значительные художники Серебряного века.

Именно в это время экслибрис обрел новый, более глубокий смысл – он все больше становился отражением личности, духовного мира и печатью вкуса своего владельца. Одновременно с этим началась, по большому счету, и эпоха коллекционирования экслибрисов. Это вид собирательства получил название экслибрисистики.

1920-е годы в России явились периодом расцвета гравюры на дереве. Тогда же значительно расширилась тематика экслибрисов. В этот период книжный знак поднялся до философского обобщения и глубокого проникновения в сущность личности владельца книги. Этот поистине золотой век отечественного экслибриса неразрывно связан с именами Владимира Фаворского, Николая Пискарева, Алексея Кравченко, Николая Купреянова и других замечательных художников-графиков той эпохи.

Вновь большая мода на экслибрис пришла в 1960–1970-е годы. Это было вызвано не столько расцветом графики, сколько подъемом книжного коллекционирования, массовым библиофильским движением в стране. И несмотря на значительные ограничения творчества, связанные с узкими идеологическими рамками того времени, искусство экслибриса поднялось на новую ступень.

Сейчас, в начале XXI века, интерес к экслибрису возвращается. И возвращается, как всегда, в немного новой ипостаси. В первую очередь, возрождается интерес к экслибрису, как к личному книжному знаку. Неудивительно, так как в настоящее время все больше людей интересуются своими корнями, восстанавливают разрушенные родовые цепочки, создают собственные геральдические знаки, которые можно передать своим детям. На фоне этого вполне естественным является желание человека иметь собственный личный знак, который что-то расскажет о нем потомкам и убережет книги от расхищения.

Изменения претерпели и технологии изготовления. Если сто лет назад это была преимущественно ксилография, то теперь наибольшее распространение в современном книжном мире получили экслибрисы, выполненные виде оттиска клише, изготовленного из резины. Современное оборудование позволяет отгравировать клише экслибриса настолько высокого качества, что становятся видны мельчайшие детали рисунка. Такая техника изготовления открывает богатейшие возможности для владельца книжного знака, так как позволяет реализовать самый сложный художественный замысел.

Сейчас в мире существуют два музея экслибриса, один из них находится в Москве. Кажется, что растущая популярность книжных знаков будет способствовать поддержанию имиджа России как самой читающей страны мира.

Исторические личности и знаменитости, политики, кинозвезды, спортсмены и даже некоторые из менее известных фигур истории — все использовали экслибрисы.

Экслибрис бывшего президента Франции Шарля де Голля гордо отображает Крест Лотарингии, символ Свободных Сил Франции во время Второй Мировой Войны (снизу слева). Эдвард Хит, бывший премьер-министр Британии, использовал экслибрис, который отражал его страсть к морским плаваниям (рисунок посередине), а справа — эксилирбрис Рамсей МакДональда, первого британского премьер-министра труда в период между войнами:

Этот рисунок 1907 года (слева) принадлежал последнему царю России, Николаю Второму. Справа вверху изображен экслибрис королевы Виктории, который величественно смотрится вместе с гербом, а рисунок справа внизу — экслибрис шведского и норвежского короля Оскара Второго:

На экслибрисе Джорджа Вашингтона изображен его фамильный герб. Этот экслибрис был выгравирован в Лондоне в 1792 году (рисунок снизу слева). Пол Ревере, герой американской революции, был также известным гравером и создателем изделий из серебра и использовал свою уникальную художественную работу в своей коллекции книг (рисунок снизу справа):


Чарльз Диккенс, безусловно, известный как писатель книг, использовал свои собственные экслибрисы в томах личной коллекции (рисунок слева). Экслибрис Джека Лондона идеально подходит для размещения в его новеллах, таких как «Зов Предков» и «Белый Клык» (справа):


Г-н Артур Конан Дойл, создатель Шерлока Холмса, тоже имел великолепный рисунок, подходящий для его книжной коллекции:


Рисунок, принадлежащий Зигмунду Фрейду, изображает обнаженную фигуру (снизу слева). Джек Демпси, чемпион мира по боксу в тяжелой весовой категории в 1920 годах, вступает в бой справа:


Бенито Муссолини, печально известный диктатор Италии, не нуждается в представлении. Вот два из его экслибрисов, которые он продал в середине 30-х годов:


Грета Гарбо повсюду заявляла, что она всего лишь хотела побыть одна… возможно, с множеством книг для компании, отображающих ее собственный отчетливый стиль (рисунок слева). Дуглас Фэрбенкс Джи Эр родился в Нью-Йорке, но его экслибрисы обладали очень аристократичным британским стилем (рисунок справа):


На экслибрисе Гарпо Маркса изображена его собственная карикатура (верхний левый рисунок). Чарльз Чаплин использовал экслибрис в своей библиотеке (рисунок посередине). Другие знаменитости Голливуда, которые имели свои собственные экслибрисы: Сесиль Би де Милле и Бинга Кросби:


Некоторые старинные работы полны удивительным количеством деталей даже по сравнению с рисунками и гравюрами того периода:

Посмотрев на эти образцы, хочется обзавестись и своим экслибрисом, не так ли?

http://podkofeek.ru/capuchino/88-ex-libris-world.html

http://www.ex-lib.ru/exlibris.htm

Share Button